Судебное делопроизводство

Контакты Верховного суда Российской Федерации

Адрес суда:

Российская Федерация,
121260, Москва,
ул. Поварская, д. 15

Адреса сайта Верховного Суда Российской Федерации в сети «Интернет»

Время работы Верховного Суда Российской Федерации

с понедельника по четверг
с 9:00 до 18:00

в пятницу
с 9:00 до 16:45

Кроме выходных и праздничных дней

Номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера

По ад­ми­ни­стра­тив­ным
и граж­дан­ским делам:

По уго­лов­ным делам:

По эко­но­ми­че­ским
спо­рам:

Приёмная Верховного Суда Российской Федерации осуществляет прием граждан по адресу

Российская Федерация,
121260, Москва,
ул. Поварская, д. 13, (подъезд № 2)

Ближайшие станции метро: Арбатская и Баррикадная

Телефон:

+7 (495) 627-91-74

Время приёма:

с понедельника по четверг
с 9:00 до 18:00

в пятницу
с 9:00 до 16:45

перерыв на обед
с 13:00 до 13:45

Кроме выходных и праздничных дней

В Приемной Верховного Суда Российской Федерации работники аппарата Суда принимают в письменном виде процессуальные жалобы, заявления, а также запросы о предоставлении информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Прием граждан ведётся без предварительной записи в порядке очередности при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, когда Суд был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен Президентом РФ, утвердившим 5 февраля 2014 года Закон о поправках к Конституции. Согласно этому Закону произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ в новый орган, являющийся их правопреемником – Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не будет принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации: 1990 – 2017 гг.
На рубеже 1990-х годов Российская Федерация окончательно вступила на путь коренных преобразований в политической, экономической и социальной сферах жизни государства и общества, изменивших вектор исторического развития страны. Начался процесс перехода к государству и обществу, основанный на политическом плюрализме, рыночной экономике, приоритетности прав и свобод граждан. Провозглашалась идея создания правового государства. Перемены затронули и судебную сферу. В обществе росло понимание того, что в сложившейся ситуации невозможно ограничиться частной модернизацией судебной системы и порядка осуществления правосудия. Требовалась радикальная судебная реформа либерально-демократического характера, которая должна была стать органической частью преобразований государственного механизма страны.

Важным моментом начального периода перестроечных процессов следует считать принятие 12 июня 1990 г. Первым Съездом Народных депутатов РСФСР Декларации о суверенитете России. С первых дней провозглашения независимости и суверенитета Российской Федерации стала очевидной необходимость проведения судебной реформы. Это вытекало из того, что демократическое развитие России невозможно без сильного, независимого и справедливого суда. 11 апреля 1991 г. состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областе1й, представители юридической науки и практические работники. На нем было принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей – «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

В Комитете Верховного Совета РСФСР по законодательству создали специальный подкомитет по судебной реформе, председателем которого стал Б.А.
Золотухин. Этот подкомитет привлек к своей работе известных ученых И.Л.
Петрухина, В.М. Савицкого, Т.Г. Морщакову, С.Е. Вицина, А.М. Ларина, М.А.
Краснова и целый ряд других, а также практиков из числа судей, представителей прокуратуры, МВД, адвокатуры. Предстояло разработать Концепцию судебной реформы, предусматривавшую реформирование не только судопроизводства и судебной системы, но также преобразование прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, органов Министерства юстиции, подготовку необходимых законопроектов по различным отраслям права. К работе над проектом Концепции подключились представители различных ведомств и направлений, ученые-юристы. 13 мая 1991 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о проведении Съезда судей. Тем самым высший орган власти выразил свою поддержку инициативы о созыве Всероссийского съезда судей для обсуждения и принятия основополагающих концептуальных положений судебной реформы.
Верховный Суд РСФСР, как один из учредителей журнала «Советская юстиция», широко использовал возможности этого старейшего юридического издания для доведения своей позиции о необходимости проведения судебной реформы до всех судей России. Председатель Верховного Суда РСФСР и Министр юстиции РСФСР выступили на страницах журнала с Обращением к судьям Российской Федерации. В Обращении констатировалось, что успешная реализация происходивших в стране перестроечных процессов немыслима без кардинальных изменений в деятельности судов. Была выражена настоятельная необходимость утвердить судебную власть как независимую и влиятельную силу, стоящую на защите гражданина, равную по своему значению в обществе властям законодательной и исполнительной. Подчеркивалось, что смысл намечаемых программ должен заключаться в раскрепощении личности, предоставлении ей свободы действий, гарантией которой выступит судебная власть.
Указывалось, что «именно для того, чтобы заявить о себе как о судебной власти, и созывается Съезд судей Российской Федерации». Авторы обращения призвали судей направлять свои предложения по осуществлению реформы в оргкомитет Съезда.
Обращение Председателя Верховного Суда РСФСР и Министра юстиции РСФСР получило огромную поддержку со стороны российских судей, юридической общественности и известных ученых. «Советская юстиция» развернула широкую дискуссию и стала постоянно публиковать предложения судей о конкретных направлениях реформирования.
В поступивших в Верховный Суд РСФСР, в Оргкомитет Всероссийского съезда судей и в редакцию журнала материалах выражалась солидарность с курсом на осуществление судебной реформы, содержались конкретные предложения о перспективах, направлениях и путях ее проведения. Активное участие российских судей в разработке концептуальных положений реформы позволило выделить основные направления реформирования, наиболее актуальные проблемы, решение которых обеспечивало бы совершенствование организационных основ судебной системы и судопроизводства.
В июле 1991 г. рабочая группа из судей российских судов всех уровней обобщила поступившие материалы, оформила их как «Предложения по концепции судебной реформы» и опубликовала в августе 1991 г. в «Советской юстиции». По существу это был концептуальный документ, в котором формулировались содержание, направления
и порядок проведения судебной реформы с обоснованием предлагаемых мер.
Главными из них назывались: – утверждение судебной власти в качестве самостоятельной и равнозначной властям законодательной и исполнительной; – полная независимость судов от органов юстиции, оставление в их ведении только функции исполнения судебных решений; – освобождение суда от обвинительной функции и возложение обязанностей по сбору и предоставлению доказательств на стороны; – введение состязательности судопроизводства, исключение института доследования по уголовным делам; – упразднение ревизионных начал в деятельности вышестоящих судебных инстанций, восстановление апелляционного и совершенствование кассационного судопроизводства; – установление новой структуры судебных органов включавшей мировых судей, федеральных районных и межрайонных судов, окружных судов и Верховного Суда РСФСР;
– упразднение института народных заседателей и поэтапное введение суда с участием присяжных заседателей; – изменение порядка назначения судей и прекращения судейских полномочий, законодательное закрепление института помощников судей, как формы профессиональной подготовки к занятию судейской должности; – совершенствование системы оплаты труда судей и повышение уровня их материального и социального обеспечения; – создание органов судейского самоуправления для защиты интересов судей в виде конференций судей и квалификационных коллегий судей с наделением их полномочиями по утверждению кандидатов на должности судей, их отзыва, присвоения квалификационных классов, представления к государственным наградам и почетным званиям.
В заключении говорилось о необходимости продолжения работы над Концепцией судебной реформы и ее теоретическим обоснованием. Приведенные положения составили основу концептуальных направлений реформирования института правосудия и вошли в Концепцию в качестве основного блока.
В соответствии с Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия, были распущены. 19 августа 1991 г. был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП был признан антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот. 20 августа Председатель Верховного Суда РСФСР В.М.
Лебедев и Министр юстиции РСФСР Н.В. Федоров направили телефонограмму во все суды, в которой говорилось, что, в соответствии с Указом Президента РСФСР, все решения, принимаемые от имени ГКЧП, считаются незаконными и не имеющими силу на территории РСФСР. Указывалось, что на территории РСФСР применяются законодательные акты, принятые только конституционными органами власти и
управления. Тем самым провозглашалась приверженность российских судов только законному праву.
В столь непростой исторический момент Верховный Суд России не позволил политизировать работу судов, которые продолжали выполнять свои функции в строгих правовых рамках. Последовательно отстаивая необходимость судебной реформы, Верховный Суд РСФСР привлек широкий судейский корпус к разработке концептуальных положений о становлении судебной власти, реформировании системы судоустройства и судопроизводства. 17–18 октября 1991 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд судей.
В его работе принял участие Президент России, который выступил с речью. Высказавшись в поддержку реформы судебной системы и, одобрив предложения о ее проведении, Б.Н.
Ельцин особо подчеркнул необходимость повышения доступа граждан к правосудию, усиления роли суда в защите демократических завоеваний, в разрешении межнациональных проблем, а также в разрешении противоречий между законодательной и исполнительной властями, в разрешении жалоб граждан на действия органов уголовного преследования, следователя и прокурора. Поддержку Президента России получили выдвинутые судейским сообществом концептуальные положения о введении института присяжных заседателей, учреждении мировых судей, введении апелляционного производства.
В докладе Съезду Председателя Верховного Суда РСФСР В.М. Лебедева «Судебная реформа – путь к демократии» получила развитие главная задача реформирования – становление судебной власти, как гаранта судебной защиты прав граждан, и ее утверждение в государственном механизме страны как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Председатель Верховного Суда РСФСР обосновал необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными договорами и стандартами в сфере прав и свобод человека с последующим закреплением в новой Конституции РФ следующих положений: – подтвердить признанную мировым сообществом прерогативу судебной власти защищать граждан от необоснованного ареста; – установить судебные гарантии неприкосновенности жилища, охраны личной жизни, тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфных сообщений; – признать право гражданина на рассмотрение его дела судом присяжных; – закрепить право гражданина на ведение его дела законным судьей; – предоставить гражданину иммунитет от самоизобличения в правонарушении (презумпцию невиновности); – гарантировать гражданам защиту от любых форм насилия, помимо предусмотренных законом принудительных процедур.
В качестве непременных задач и принципов судебной реформы провозглашались утверждение состязательности судебного процесса, исключение обвинительной роли суда, освобождение его от обязанностей сбора доказательств с возложением этой функции на стороны, введение апелляционного порядка пересмотра судебных решений и другие.
Председатель Верховного Суда назвал несменяемость судей основной гарантией их независимости, выдвинул и обосновал новые принципы комплектования судейского корпуса и порядка назначения судей. Было сказано о недопустимости административного соподчинения посредством дачи нижестоящим инстанциям обязательных указаний в не процессуальной форме. Указывалось, что основой взаимоотношений судов различных инстанций должны быть только нормы, предусмотренные процессуальным законодательством.
Предложения Председателя Верховного Суда РСФСР по Концепции судебной реформы носили глубоко демократический и прогрессивный характер. Они воплощали в себе позитивный исторический опыт осуществления правосудия в дореволюционной России и в советское время, а также зарубежную практику функционирования судебных систем и отправления правосудия. Судебную реформу предлагалось начать с глубокого изучения и обсуждения ее концептуальных положений и проводить поэтапно.
Идея судебной реформы и ее основные направления получили одобрение делегатов Первого Съезда судей. Съезд принял обращение к Президенту РФ, парламентариям страны, органам исполнительной власти с призывом наполнить многочисленные декларации о необходимости реформирования судебной власти реальным содержанием, отметив, что формирование правового государства в России невозможно без сильного, независимого и справедливого суда.
Реформаторские предложения судейского сообщества и Верховного Суда России целостным пакетом вошли в Концепцию судебной реформы, которая была вынесена на рассмотрение Верховного Совета РСФСР от имени Президента России. Обращение делегатов Первого Всероссийского Съезда судей получило полную поддержку депутатов. Практически сразу же после Первого Съезда судей, 24 октября 1991 г., Верховный Совет РСФСР обсудил и принял Постановление «О Концепции судебной Реформы». В нем определялись главные задачи судебной реформы и указывалось, что ее проведение должно считаться необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства и одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности.
Концепция представляла собой целенаправленную программу становления и утверждения судебной власти в государственном механизме страны как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. В Концепции получила официальное закрепление идея создания судейской корпорации, к прерогативам которой были отнесены вопросы, связанные с приобретением судейского статуса, дачи рекомендаций для назначения на должности председателей судов, их заместителей и судей, присвоения судьям квалификационных классов, их дисциплинарной ответственности и т.п., целый ряд которых ранее входил в компетенцию Министерства юстиции. В документ вошли все принципиальные концептуальные предложения судейского сообщества, которые являлись предметом обсуждения на Первом Съезде судей. Иными словами, инициатива Верховного Суда РСФСР и судейского сообщества об основных направлениях
судебной реформы, поддержанная на Первом Съезде судей Президентом России была реализована. Концепция судебной реформы обрела официальный нормативно-правовой статус, она стала составной частью всеобъемлющего процесса преобразования российского общества, а Верховный Суд РСФСР выступил активным и последовательным сторонником претворения концептуальных идей реформы в жизнь.
В ноябре 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека, в которой провозглашалось право гражданина на судебную защиту, право на свободу и личную неприкосновенность. Смещались приоритеты в правосудии: отныне человек, его права и свободы провозглашались высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства.
Практически сразу же положения Декларации были применены судом по конкретному делу.
Верховный Суд РСФСР рассмотрел жалобу адвоката на незаконность и необоснованность применения к его подзащитному ареста в качестве меры пресечения, и тем самым открыл путь для аналогичного обжалования во все суды общей юрисдикции. Затем по инициативе Верховного Суда в УПК РСФСР были внесены нормы (ст. 220-1 и 220-2), регламентирующие процедуру обжалования в суд ареста и продления срока содержанию под стражей.
Это был нетрадиционный, но исключительно принципиальный шаг Верховного Суда РСФСР к утверждению судебной власти, положивший начало установлению судебного контроля за соблюдением закона при производстве предварительного следствия, в котором проявилось новое качество суда – реальная защита права.
Распад СССР коренным образом изменил положение и роль Верховного Суда РСФСР. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 3045-1 Верховный Суд СССР упразднялся. Его правопреемником был объявлен Верховный Суд РСФСР, которому передавалось все недвижимое имущество, архив, фонд законодательных материалов, ранее принадлежавшие Верховному Суду СССР.
Верховный Суд РСФСР наделялся правом рассматривать все судебные дела и жалобы на судебные постановления, относящиеся к юрисдикции России. Таким образом, Верховный Суд РСФСР стал высшим судебным органом страны. 28 декабря того же, 1991 г., Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР», которым в составе Верховного Суда РСФСР была образована Военная коллегия, осуществлявшая надзор за судебной деятельностью всех военных судов, действующих в составе Вооруженных Сил России.
Результатом активной работы Верховного Суда РСФСР, его Пленума, Совета судей и Главного правового управления Президента России стал законопроект «О статусе судей в Российской Федерации». Идея его принятия прозвучала в выступлении Председателя Верховного Суда РСФСР В.М. Лебедева на первом Совете судей России в марте 1992 г. Законопроект получил всеобщую поддержку и был внесен на рассмотрение Верховного Совета РСФСР. 26 июня 1992 г. новый Закон был принят. Он
стал самым первым основополагающим правовым актом в практической реализации судебной реформы. В нем был учтен и использован как отечественный, так и положительный опыт зарубежных стран в части утверждения принципа независимости судей – главной гарантии, обеспечивающей справедливость правосудия.
В Законе «О статусе судей в Российской Федерации» закреплялись принципиально новые правовые положения о судебной власти, ее месте в государственной системе России, о самостоятельности и независимости от законодательной и исполнительной властей. Провозглашалось, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и, привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия, представителей народа.
В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны, – записано в ст.1 Закона. Для выражения и защиты интересов судей – носителей судебной власти – Закон предусматривал образование органов судейского сообщества: Всероссийского съезда судей, собраний и съездов (конференций) судей республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга, военных округов (флотов) и избираемых ими советов судей, а также квалификационных коллегий судей.
Новый Закон стал реальной основой создания действительно независимой и влиятельной судебной корпорации. Статус российского судьи был поднят на новый, более высокий уровень. В Законе изложены основные гарантии независимости судей, которая обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, неприкосновенностью судьи, предоставлением ему за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего высокому статусу судьи.
По мере осуществления судебной реформы закон совершенствовался и дополнялся. 22 марта 1992 г. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ утверждались описание и мантия судей РФ.
В мае-июле 1992 г. были приняты Законы «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно- процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел.
Устанавливалась возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста преступности.
Летом 1992 г. в Москве состоялась встреча руководителей Верховных Судов стран Содружества независимых государств.
Выступая на открытии, Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев выразил убежденность, что данная встреча будет
способствовать решению профессиональных проблем, возникающих в работе судов в связи с образованием Содружества. 1 июля 1992 г. между председателями Верховных судов стран СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере правосудия.
В нем подчеркивалось, что сотрудничество между судами государств Содружества должно строиться на основе межгосударственной договоренности стран СНГ об обеспечении прав человека, о совместных действиях в борьбе с организованной преступностью и обмене информацией. Выражено взаимное стремление к более широкому деловому сотрудничеству в правоприменительной области и укреплению связей, основанных на равноправном партнерстве, координации работы судов стран СНГ по обеспечению судебной защиты прав и законных интересов граждан с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. В результате 22 января 1993 г. в Минске государства-участники Содружества независимых государств приняли Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая стала правовой основой взаимодействия их судов и правоохранительных органов. За период с 1994 по 1998 г. Конвенция вступила в силу для России, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Украины, Киргизии, Молдавии, Азербайджана, Грузии и Туркмении. Тем самым было положено начало долгосрочному сотрудничеству высших судов большинства государств – участников СНГ, которое успешно продолжает развиваться и по сегодняшний день. 29–30 июня 1993 г. состоялся Второй всероссийский съезд судей. Наряду с судьями судов общей юрисдикции в нем впервые приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Тем самым был сделан еще один шаг к объединению всех судей страны в единое сообщество. Съезд избрал новый состав Совета судей, в который вошли теперь не только судьи судов общей юрисдикции, но также арбитражных и военных судов. Несколько позднее в состав Совета вошел судья Конституционного суда РФ. Таким образом, Совет судей стал единственным органом в стране, объединившим судей судов всех уровней и всех субъектов РФ.
Съездом было принято Положение «Об органах судейского сообщества», которым были определены органы судейского сообщества. Это Всероссийский съезд судей, а в период между съездами – Совет судей Российской Федерации; съезды (конференции) судей, а в период между съездами (конференциями) – соответствующие советы судей; собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Высшая и иные квалификационные коллегии судей. Согласно Положению «Об органах судейского сообщества» Верховный Суд РФ наделялся правом в пределах его компетенции оказывать органам судейского сообщества необходимую помощь в организации, материально-техническом и финансовом обеспечении их работы.
Второй Всероссийский съезд судей впервые в истории судебной системы России тайным голосованием избрал Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Круг ее основных полномочий определяет Закон «О статусе судей Российской Федерации». Это отбор кандидатов на должность судьи; приостановление и прекращение полномочий судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса и др.
В настоящее время в своей работе ВККС РФ руководствуется утвержденным в марте 2007 г. «Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей», в котором учтены новые реалии и потребности судебной системы и судейского сообщества.
ВККС РФ оказывает организационно-методическую помощь своим коллегам в субъектах России, организует семинары-совещания председателей Квалификационных коллегий судей, осуществляет выездные семинары-совещания, изучая и распространяя опыт коллег. ВККС РФ проводит информационную работу, с 2002 г. выпуская
«Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации». С 2006 г. журнал стал официальным изданием коллегии, выходящим ежеквартально. Точная объективная беспристрастная информация о деятельности коллегий, решениях, проблемах судейского сообщества и важных для всех судей вопросах делают его практическим помощником судей, чему подтверждением служит растущий тираж. 21 октября 1993 г. по поручению Второго Всероссийского съезда судей был принят Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г. Принятие этого Кодекса свидетельствовало о том, что Совет судей был озабочен не только вопросами социальной защиты судей, но и состоянием судейского корпуса страны.
Исходя из того, что судебная реформа являлась составной частью всеобъемлющего процесса преобразования российского общества, было очевидно, что она не могла опережать конституционную реформу. 13 марта 1992 г. Совет судей РФ принял Обращение к Съезду народных депутатов России, в котором отмечалось, что действующая Конституция РСФСР не содержит реальных гарантий реализации принципов независимости судебной власти, всеобщего равенства перед законом, а также права граждан на судебную защиту, в том числе необоснованных арестов со стороны органов следствия. Обращение содержало призыв к депутатам Съезда рассмотреть и принять новую Конституцию РФ. 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации была принята.
Начался новый этап в проведении судебной реформы. Конституция стала правовой основой организации судебной власти в стране и осуществления независимого правосудия. В ней закреплялось существование судебной власти в системе разделения властей, организация судебной системы, статус судей, гарантии граждан в их отношениях с правосудием и др. Принятие Конституции РФ 1993 г. отразилось на Верховном Суде РФ. Были несколько уточнены его основные функции (см. ст. 126) и изменен порядок формирования. Судей Верховного Суда теперь назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ. Первая группа членов Верховного Суда РФ с соблюдением такого порядка была назначена в июне 1994 г.
Принятие новой Конституции РФ активизировало процесс обновления правовой базы правосудия. Возросла роль Верховного Суда РФ. Используя свое право законодательной инициативы, при поддержке органов судейского сообщества, Верховный Суд РФ стал инициатором принятия целого пакета законопроектов, направленных на совершенствование работы судов, процедуры судопроизводства, повышение независимости, самостоятельности судей, укрепление их статуса.
При активном участии Верховного Суда РФ в разработке законопроектов приняты новые Уголовный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы,
Кодекс законов о труде, Кодекс законов об административных правонарушениях и другие.
В соответствии с 4-м пунктом 123-й статьи Конституции РФ предусматривалось осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей. Эта форма участия граждан существовала в нашей стране с 1864 г. и была исключена после установления Советской власти. Сторонники введения этой формы судопроизводства исходили из того, что главное преимущество суда, рассматривающего дела с участием присяжных заседателей, состоит в том, что при нем обеспечивается независимость присяжных заседателей, как от любых органов власти, управления, общественных структур, так и от профессиональных судей при решении основного вопроса правосудия по уголовным делам – о виновности. То есть, под судом присяжных понималось соединение для судебного разбирательства двух равноправных, но разделенных, не сливающихся между собой судей-профессионалов и представителей общества, действующих совместно, но строго в пределах, возложенных на них законом полномочий. Прежде, в традиционной с советских времен системе правосудия, когда судьи и народные заседатели в судебном процессе составляли единую коллегию, на заседателя возлагалась обязанность наравне и совместно с профессионалом решать правовые вопросы, в которых он был недостаточно компетентен, имело место преобладающее влияние судьи. В суде присяжных достигается важное условие любой деятельности – каждый занимается своим делом независимо друг от друга в пределах собственного опыта и знаний. Возрождение судов присяжных содержало в себе определенные правовые и организационные сложности, что обусловило поэтапное введение этой формы судопроизводства, которая первоначально вводилась в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, Ивановской, Московской, Ростовской, Рязанской, Саратовской и Ульяновской областях.
Вопрос об организации рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей был вынесен на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ. Пленум состоялся 20 декабря 1994 г. В принятом по результатам обсуждения Постановлении «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных» судам были даны необходимые разъяснения, обеспечивающие внедрение новой формы судопроизводства и формирование единообразной судебной практики по ее реализации.
В последующие годы роль Пленума Верховного Суда РФ постоянно повышалась.
На рассмотрение Пленума выносились наиболее важные вопросы организации судопроизводства и осуществления правосудия, а также обсуждение законопроектов, вносимых Верховным Судом в Федеральное собрание РФ в порядке реализации своего права законодательной инициативы. Так, 20 апреля 1995 г. Президент России подписал принятый Федеральным Собранием РФ по законодательной инициативе Верховного Суда РФ Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Закон был призван способствовать укреплению гарантий независимости и установления системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц.
Поскольку после принятия в России в 1993 г. новой Конституции в стране действовало немало несоответствующих ей законов и различных нормативно-правовых актов, в целях единообразного применения судами конституционных норм 31 октября 1995 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия». Постановление
сыграло важную роль в правильном применении судами норм новой Конституции России. В документе подчеркивалось, что при рассмотрении дел судам следует оценивать содержание закона или иного нормативно-правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, с позиции соответствия его Конституции РФ, и во всех необходимых случаях применять его в качестве акта прямого действия. 28 февраля 1996 г. Россия вошла в состав Совета Европы, а 5 мая 1998 г. – ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ).
Конвенция не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Сегодня эти права защищает единый и постоянно действующий судебный орган Европы – Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), находящийся, как и сам Совет Европы, в Страсбурге (Франция).
Верховный Суд РФ тесно сотрудничает с Секретариатом, органами Совета Европы, ЕСПЧ при реализации программ развития судебного сотрудничества, исходя из того, что эта работа должна в максимальной степени содействовать гармонизации российской судебной системы с европейскими судебными стандартами.
В Совет Европы направляются российские проекты законодательных актов для проведения экспертных оценок специалистами на соответствие выполнения норм международного права.
Несмотря на наличие конституционных гарантий и принятие на федеральном уровне целого ряда базовых законов, практическая реализация ряда концептуальных положений судебной реформы происходила в напряженной обстановке. Прежде всего, это касалось вопросов организационного, материального и финансового обеспечения деятельности судов. Через четыре года после начала судебной реформы оно оказалось в кризисном состоянии. Вопросам законодательного, кадрового, финансового и материального обеспечения судебной деятельности, а также перспективам развития судебной реформы и судебной системы был посвящен Четвертый (Чрезвычайный) Всероссийский съезд судей, состоявшийся в декабре 1996 г. Съезд принял постановление, в котором говорилось, что в целях реализации конституционных принципов нормального построения судебной системы России и осуществления правосудия, необходимо незамедлительное принятие целого ряда законов и завершение в кратчайшие сроки работы над проектами новых УПК, ГПК. Согласно принятому на Съезде постановлению от 5 декабря 1996 г., был избран новый состав Совета судей РФ.
Во исполнение решений Четвертого Съезда судей, при активном участии Верховного Суда РФ, вскоре был принят и 1 января 1997 г. введен в действие Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации».
В соответствии с этим законом федеральными судами являются: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные
арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Предусмотрено функционирование конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей субъектов РФ.
Законом «О судебной системе Российской Федерации», установлено, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от властей законодательной и исполнительной. В нем содержится норма о том, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей. Предметом правового регулирования Закона являются также некоторые вопросы судопроизводства, статуса судей, обеспечения деятельности судов и ряд других. Предусмотрена деятельность органов судейского сообщества. В Законе закреплен порядок создания и упразднения судов.
Установлено, что Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Основной Закон России; другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.
На Четвертом съезде судей России, который выступил за реформирование системы обеспечения деятельности судов и ее отделение от исполнительной власти, а именно: от Министерства юстиции РФ и его структур на местах, была высказана идея о создании Судебного департамента. В январе 1998 г. по инициативе Верховного Суда РФ был принят Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Судебный департамент является федеральным органом, не входящим в систему исполнительной власти. До его создания финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение судов осуществлялось через Министерство юстиции РФ, входящее в правительство страны, т.е. орган исполнительной власти.
Такое положение создавало определенную зависимость от этой ветви власти и не соответствовало принципу разделения властей. К тому же, Министерство юстиции РФ выполняло множество других функций и задач, а потому вопросы обеспечения деятельности судов не являлись для него приоритетными. В связи с этим возникали трудности в обеспечении судов, в том числе, их финансировании. Судебный департамент принял на себя весь комплекс обязанностей по обеспечению деятельности судов, в том числе аппарата судов, организации делопроизводства, обучению персонала и т.д. В соответствии с законом «О судебной системе РФ», представители Верховного Суда РФ и Судебного департамента наделены правом участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном собрании РФ.
В декабре 1998 г., опять же по инициативе Верховного Суда РФ был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». Институт мировых судей, образованный в России в результате судебной реформы 1864 г., после революции 1917 г. был ликвидирован. Его возрождение стало возможным только после принятия в 1993 г. Конституции РФ. Создать правовую основу деятельности мировых судей позволил Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации». С принятием же Закона «О мировых судьях в РФ» институт мировых судей начал создаваться в субъектах РФ на всей ее территории.
По инициативе Верховного Суда РФ, в целях устранения имевших место недостатков в организации финансового обеспечения судов, в 1998 г. был принят Федеральный закон «О финансировании судов общей юрисдикции в РФ», которым запрещалось сокращение финансирования судов ниже ассигнований, предусмотренных
федеральным бюджетом, и снижение их ниже уровня финансирования предыдущего года. Тем самым были повышены гарантии финансового обеспечения деятельности судов.
Важным событием в современной истории военных судов и Военной коллегии стало принятие по инициативе Верховного Суда РФ 23 июня 1999 г. Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации». Работа над ним длилась почти 10 лет. Закон закрепил, что военные суды входят в единую судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Впервые в истории нашего государства Федеральным конституционным законом военно-судебные органы полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов и военной коллегии переданы из военного ведомства в судебные органы, а все военнослужащие, включая судей, на период нахождения в соответствующих должностях прикомандировываются к судам. Все вопросы финансирования и материально-технического обеспечения военных судов и Военной коллегии переданы из Министерства обороны в Верховный Суд РФ и Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
Подведению итогов за десять лет проведения в России судебной реформы был посвящен Пятый Всероссийский съезд судей, состоявшийся 27–29 ноября 2000 г.
Выступая на открытии съезда, Президент страны В.В. Путин отметил, что судебная власть в России, несмотря на проблемы, состоялась, а Концепция судебной реформы в базовых параметрах реализована. Съезд избрал новый состав Совета судей. В результате работы Съезд принял Постановление «О ходе судебной реформы в РФ и перспективах развития судебной системы».
В ноябре 2001 г. постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена целевая программа Развитие судебной системы России на 2002–2006 годы. Она включала в себя целый комплекс мероприятий направленных на совершенствование организационного, кадрового, материально-технического, финансового обеспечения судов, на осуществление которых было намечено выделение необходимых ассигнований.
Предусматривалось значительное увеличение численности судей (по меньшей мере – вдвое) с одновременным повышением уровня оплаты их труда, развитие системы повышения квалификации кадров, информатизация судебной системы.
Реализация Целевой программы позволила вывести российскую систему правосудия на новый, более высокий уровень, способствовала дальнейшему расширению доступ граждан к правосудию.
В период работы Совета судей созыва 2000–2004 гг. был принят Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Согласно этому Закону, к органам судейского сообщества относятся Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общие собрания судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. 30 ноября – 2 декабря 2004 г. состоялся Шестой Всероссийский съезд судей. Он признал утратившим силу Кодекс чести судьи РФ 1993 г. и утвердил Кодекс судейской этики. В принятом в результате работы съезда Постановлении «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» среди целого ряда других была особо отмечена целесообразность разработки и утверждения федеральной целевой программы по вопросам укрепления и дальнейшего развития судебной системы на 2007–2012 годы. Необходимость решения вопросов, связанных с доступностью и открытостью правосудия, получили поддержку Правительства Российской Федерации, которое в сентябре 2006 г. утвердило новую Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2007–2011 годы». Ее реализация призвана обеспечить решение последующих стратегических задач дальнейшего развития судебной системы, расширения гласности, открытости и доступности правосудия для населения, укрепить доверие населения к судам.
На рубеже ХХ–ХХI вв. существенно повысилось значение международного права как важнейшего инструмента сотрудничества участников мирового сообщества.
В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Все более широкое распространение получает практика непосредственного обращения граждан за международной защитой своих прав и свобод. Обязательства, принятые на себя нашей страной в связи с вступлением в Совет Европы и признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека, потребовали от Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции принятия таких решений, которые помимо соответствия внутреннему, национальному законодательству, не противоречили бы положениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), тем более, что в соответствии со ст. 13 (ч.4) Конституции РФ эта Конвенция является составной частью российской правовой системы. В связи с этим возникла необходимость широкого информирования судей как о содержании общепризнанных принципов и норм международного права, так и о практике Европейского Суда, которая, как известно, носит прецедентный характер. Верховный Суд РФ содействует тому, чтобы различные информационные материалы и издания ЕСПЧ с избранными решениями по конкретным делам, рассмотренным на протяжении последних лет на основании заявлений о нарушении ЕКЧП и ее Протоколов, издавались на русском языке. Эти материалы распространяются в системе российских судов с целью практического использования для толкования и применения международно-правовых норм по правам человека и обеспечения верховенства закона.
В октябре 2003 г. Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.
Принятие постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» не только оказало практическую помощь судам, но и стало важным этапом на пути развития российской правовой системы в направлении все большего взаимодействия с международным правом, добросовестного исполнения Россией своих международных обязательств.
Важное значение для координации планов совместной деятельности, для обсуждения актуальных вопросов правосудия, имеют регулярные встречи руководства Верховного Суда РФ с руководством Совета Европы и Европейского Суда по правам человека. В 2002 г. состоялась встреча с Генеральным секретарем Совета Европы В. Швиммером, в 2004 г. – с его преемником на этом посту Тьерри Дэвисом.
Важное значение для координации планов совместной деятельности, для обсуждения актуальных вопросов правосудия, имеют регулярные встречи руководства Верховного Суда РФ с руководством Совета Европы и Европейского Суда по правам человека. В 2002 г. состоялась встреча с Генеральным секретарем Совета Европы В. Швиммером, в 2004 г. – с его преемником на этом посту Тьерри Дэвисом.
В 2002 г.– с Генеральным директором правового департамента Совета Европы Ги-де- Велем, Директором департамента по правам человека П.Л. Амбером и другими официальными лицами.
Неоднократно Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев встречался с Председателями Европейского Суда по правам человека. В 2002 г. – с Л. Вильдбахером, в 2007 г. – Жаном-Полем Коста, когда по приглашению Конституционного Суда РФ делегация Европейского Суда по правам человека посетила Россию. В рамках официального визита делегация была принята Председателем Верховного Суда РФ В.М. Лебедевым. Стороны обсудили актуальные вопросы дальнейшего двустороннего сотрудничества. В ходе таких встреч и бесед происходит обмен мнениями по широкому кругу тем, касающихся развития и укрепления сотрудничества в области права.
Участниками встреч неоднократно подчеркивалось, что Российская Федерация и Совет
Европы, будучи равноправными партнерами, намерены сообща и конструктивно решать актуальные проблемы, способствовать формированию единого общеевропейского правового пространства. Происходят регулярные обмены мнениями между судьями Верховного Суда РФ и специалистами департаментов и подразделений Совета Европы. Судьи Верховного Суда РФ участвуют в разработке новых норм европейского законодательства, выступают на международных конференциях и семинарах, посещают европейские страны с целью изучения судебной практики и законодательства.
Верховный Суд РФ постоянно поддерживает и укрепляет партнерские отношения с высшими судами иностранных государств. По приглашению Верховного Суда РФ в 2000-х гг. в России были приняты официальные делегации Верховного Суда Республики Филиппины, Федерального Суда Малайзии, Верховного Суда Королевства Таиланд, Верховного Суда Индонезии и других стран. Руководство Верховного Суда РФ регулярно выезжает за рубеж по приглашению Председателей Верховных Судов европейских стран. Так, например, в апреле 2007 г. по приглашению Председателя Верховного Суда Финляндии г-жи П. Коскелло и Председателя Верховного Административного Суда Финляндии г-на П. Халлберга делегация Верховного Суда РФ во главе с Председателем Верховного Суда РФ В.М. Лебедевым посетила Финляндскую Республику с официальным визитом.
В результате многолетнего сотрудничества по развитию двусторонних международных связей Верховного Суда РФ, подписаны договоры и соглашения о сотрудничестве с высшими судебными органами следующих стран: Монгольской Народной Республики (1993), Венгерской Республики (1994), Республики Филиппины (1994), Польши (1995). Китайской Народной Республики (1998), Португалии (2000), Армении (2001), Кубы (2002), Панамы (2002), Уругвая (2002) других стран, а также протоколы о намерениях о сотрудничестве с Израилем и Мальтой. 21–22 сентября 2006 г. в г. Шанхае, где были заложены основы Шанхайской Организации Сотрудничества, состоялось первое совещание председателей Верховных Судов государств – членов ШОС: России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. В ходе встречи были затронуты важные вопросы осуществления правосудия и дальнейшего развития сотрудничества в этой области. Состоялось широкое обсуждение таких тем, как роль судов в содействии развитию общества, обеспечение объективности правосудия, повышение его эффективности, совершенствование механизма сотрудничества судебных органов государств-членов ШОС. По итогам встречи было принято Совместное заявление председателей Верховных судов государств – членов ШОС, в котором отражены основные задачи и принципы осуществления сотрудничества. В Соглашении подчеркивается, что Верховные суды государств-членов ШОС осуществляют сотрудничество на основе соблюдения целей и принципов Устава ООН, Хартии ШОС и других общепризнанных норм международного права, на основе ратифицированных международных и двусторонних договоров и соглашений, исходя из принципов взаимного доверия, взаимной выгоды, равноправия, уважения многообразия культур и стремления к общему развитию.
Со времени первой встречи Верховные суды стран-участников ШОС – России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана – активно сотрудничают между собой в области совершенствования механизмов отправления правосудия. С 2006 г. встречи председателей Верховных судов государств – членов ШОС проходят ежегодно. Они проходят в деловой дружеской атмосфере, что весьма способствует взаимопониманию, заинтересованному обмену мнениями. На них обсуждаются актуальные проблемы современной юридической мысли и судебной деятельности, такие, как экстремизм, незаконный оборот наркотиков, экологическое законодательство и др., а также вопросы
правоприменительной и судебной практики, применение судами общепризнанных принципов и норм международного права. 27–28 мая 2010 г. в г. Душанбе состоялось Пятое Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС. В ходе встречи участники обсудили перспективы дальнейшего развития сотрудничества судебных органов. Были рассмотрены вопросы гендерного равноправия и правовые механизмы против пыток в законодательствах государств-членов ШОС. Благодаря проведенным встречам существенно усилилось взаимодействие в судебной сфере между государствами-членами ШОС. Председатели Верховных судов поддерживают контакты на высоком уровне между верховными судебными органами государств-членов ШОС, обмениваются опытом по вопросам, представляющим взаимный интерес.
В соответствии с программами по сотрудничеству в области защиты прав человека и деятельности судов судьи Верховного Суда РФ принимают участие в регулярно проводимых в различных городах России и за рубежом научно-практических конференциях и семинарах, по следующей тематике: «Исполнение судебных решений в соответствии с европейскими стандартами» (Москва), «Суды высшей инстанции: вопросы судебной независимости» (Будапешт), «Транспарентность правосудия» (Страсбург), «Опыт в области подготовки судей: практика и перспективы» (Москва), «Проблемы судебной реформы и права» (Молдова) и др. При участии Верховного Суда РФ проведена научно-практическая конференция «Проблемы защиты публичных и частных прав и интересов в административных судах» (Москва), Международная конференция «Россия и Совет Европы» и др.
Весной 2006 г. Верховный Суд Российской Федерации переехал в новый комплекс зданий на ул. Поварской, где имеется все необходимое для его функционирования: залы Пленума и Президиума, 12 залов судебных заседаний, служебные кабинеты судей и работников аппарата Верховного Суда, актовый зал, помещение для приема граждан, архив, столовая и т.д.
Верховный Суд располагает богатой библиотекой, в которой помимо юридической и иной специальной литературы, периодических журналов по правовой проблематике (в том числе издававшихся в советское время), широко представлены труды российских и зарубежных классиков.
В библиотеке находится просторный читальный зал, в котором имеют возможность работать не только судьи и работники аппарата Верховного Суда Российской Федерации, но также студенты и аспиранты юридических ВУЗов.
В Музее истории Верховного Суда РФ представлены основные вехи становления и развития судебной власти в России в целом и история Верховного Суда РФ в частности. Имеется специальный стенд с подборкой документов об учреждении Верховного Суда РСФСР, первые приказы и распоряжения. Большая часть экспозиции посвящена месту Верховного Суда в системе органов государственной власти страны, его роли в проведении судебной реформы последнего десятилетия XX-го – первого десятилетия XXI в. В музее можно увидеть первый и юбилейные номера Бюллетеня Верховного Суда России, Благодарность Президента России В.В. Путина редакционной коллегии и издательскому коллективу этого журнала, регулярно выходящего вот уже
более 50 лет, а также другие издания Верховного Суда РФ и некоторые решения Президиума, наглядно раскрывающие его непосредственную деятельность.
По предложению Верховного Суда РФ в целях повышения эффективности деятельности судов, создания учебной, научной и организационно-методической базы органов и учреждений судебной власти, а также в целях обеспечения их высококвалифицированными специалистами Указом Президента РФ от 11 мая 1998 г. № 528 и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. № 1199 было создано государственное научно-образовательное учреждение – Российская академия правосудия. Функции ее учредителей были возложены на Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. После их объединения в 2014 г. Академия была переименована в Российский государственный университет правосудия.
Университет осуществляет подготовку специалистов для судебной системы по программам высшего и среднего профессионального юридического образования; подготовку кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции и арбитражных судов; повышение квалификации и переподготовку судей и работников аппаратов общих и арбитражных судов, работников Судебного департамента при Верховном Суде РФ. В структуру Университета входят и научные отделы, созданные с целью проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в различных областях материального и процессуального права; проведение исследований для обеспечения законопроектной деятельности Верховного Суда РФ в области организации судебной системы, научного обеспечения правоприменительной деятельности. Верховный Суд РФ контролирует и проверяет образовательную, научную, хозяйственную и иные виды деятельности Академии; утверждает ежегодные планы и отчеты о его работе; утверждает устав и ректора Университета; осуществляет иные полномочия учредителей, предусмотренные законодательством.
Поскольку, как показывает отечественный и зарубежный опыт, формирование судейского корпуса в значительной мере обеспечивается за счет работников аппаратов судов, Верховный Суд РФ нацеливает сотрудников аппаратов судов на повышение их образовательного уровня и ориентирует на обучение в Российском государственном университете правосудия. В настоящее время на юридическом факультете университета как в г. Москве, так и в региональных филиалах по очно-заочной и заочной формам обучения учатся многие работники судебной системы, аппаратов судов, в том числе и Верховного Суда РФ. Это дает возможность работникам судов получить высшее юридическое образование и в дальнейшем претендовать на должность судьи.
Система повышения квалификации судей самым тесным образом связана с работой Верховного Суда РФ, так как обучение судей, повышающих квалификацию в Российском государственном университете правосудия, основано на выработке единой федеральной практики применения законодательства. Это достигается путем непосредственного участия судей и работников аппарата Верховного Суда РФ в процессе обучения. Вместе с тем, судьи Верховного Суда имеют возможность лучше узнать региональную практику, т.е. происходит взаимная учеба и обогащение знаниями и опытом работы, а судьи из регионов получают ответы на решение многих наиболее сложных профессиональных проблем. Отделом правовой информатизации Верховного Суда РФ всем слушателям Университета предоставлена судебная практика на электронных носителях.
Предметом постоянного внимания Верховного Суда РФ являются вопросы расширения гласности, информационной открытости деятельности судов общей юрисдикции.
Они относятся к числу важных принципов судопроизводства, способствующих совершенствованию организации и деятельности судебной системы. Гласность позволяет обеспечить доступность и открытость судебной системы для граждан, что с одной стороны, – налагает ответственность на судей в вопросах законного и справедливого разрешения дел, с другой – способствует формированию у широких слоев населения позитивного мнения о судебной власти, правильного понимания целей и задач судопроизводства, выполнению предупредительных и воспитательных задач правосудия.
Одним из путей, направленных на достижение информационной открытости правосудия, является доведение до граждан и широкой общественности сведений о решениях, выносимых различными судебными инстанциями. По инициативе Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ в рамках электронной системы «Интернет-портал» Государственной автоматизированной системы «Правосудие» реализуется потребность граждан, общества и государства в свободном обмене информацией, касающейся деятельности всех судов Российской Федерации. В настоящее время собственные сайты в сети Интернет имеют Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные и равные им суды, а также большинство районных судов. На этих сайтах отражается информация о суде, рассматриваемых делах, сведения о руководителях судов и судьях, график работы суда, порядок приема граждан и другие данные.
В целях обеспечения прозрачности правосудия в судах внедряется оборудование, обеспечивающее аудиозапись хода судебных заседаний. Осуществление аудиозаписи рассмотрения дел позволяет значительно сократить количество жалоб и претензий на недостоверность содержания протоколов судебных заседаний, позволяет прослушать всю судебную процедуру. В процессе расширения внедрения современных информационных технологий, отражающих деятельность судебной системы, планируется осуществить формирование электронного банка судебных решений и судебной практики судов общей юрисдикции, автоматизировать информационные процессы, связанные с приемом и обработкой жалоб и заявлений граждан. Тем самым обеспечивается доступность к этим информационным ресурсам не только судей, но и всех заинтересованных пользователей.
Верховный Суд РФ поддерживает постоянные связи со средствами массовой информации. Представители СМИ присутствуют на судебных процессах, имеют доступ к информационным ресурсам Верховного Суда, обеспечивая информирование широкой общественности то его деятельности. Верховным Судом РФ совместно с Судебным департаментом организовано ведение систематического электронного мониторинга общественного мнения о судах в целях получения всесторонней информации по этому вопросу и ее использования для совершенствования деятельности судебной системы.
С 1 июля 2010 г. отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов, регламентируются Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», принятым в декабре 2008 г. 17–19 декабря 2012 г. в Москве состоялся VIII Всероссийский съезд судей. В его работе принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев, характеризуя работу возглавляемого им учреждения за четыре прошедших с VII Всероссийского съезда судей года, отметил, что Верховный Суд РФ 23 раза использовал свое право законодательной инициативы.
Было принято 70 постановлений Пленума Верховного Суда, которые оказали существенное влияние на формирование единообразной судебной практики.
В результате проведенной работы съезд принял Постановление «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития». В нем в частности отмечается, что осуществление мер по повышению качества правосудия, совершенствованию судопроизводства и его постоянной адаптации к потребностям государства и общества является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России. В Постановлении говорится о путях обеспечения разумных сроков рассмотрения дел в судах, о статусе судей в Российской Федерации, об организационном обеспечении судебной деятельности, о деятельности органов судейского сообщества.
Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства о судебной системе и статусе судей Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, развивая и конкретизируя их в целях обеспечения права каждого на справедливое и своевременное рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, а также в целях установления стандартов поведения судей как основы общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия, осознавая ответственность перед обществом за надлежащее отправление правосудия делегаты съезда приняли новый Кодекс судейской этики. Он заменил прежний Кодекс, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.
21 июня 2013 г., выступая на Петербуржском международном экономическом форуме, Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил объединить в единый судебный орган Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ и внести соответствующие поправки в Конституцию РФ. 7 октября 2013 г. Президент РФ внес в Государственную думу проект «Закона РФ о поправке к Конституции РФ о Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», которым Высший Арбитражный Суд РФ упразднялся, а его полномочия и штатная численность судей передавались Верховному Суду РФ. 21 ноября 2013 г. Государственная дума РФ приняла законопроект об объединении Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда во втором чтении. 5 февраля 2014 г. Президент России В.В. Путин подписал Закон N 2-ФКЗ, в котором ст. 126 Конституции РФ гласила: «Верховный Суд
Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам
судебной практики». Срок реорганизации составлял полгода со дня подписания и
опубликования закона. Таким образом, 6 августа 2014 г. Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен и с этого дня свою деятельность начал новый Верховный Суд РФ.
В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Президиума, Пленума, Апелляционной коллегии, Судебных коллегий по административным делам, по гражданским делам, по уголовным делам, по экономическим спорам, по делам военнослужащих, Дисциплинарной коллегии, Научно-консультативного совета. Их эффективную работу обеспечивают различные подразделения аппарата Верховного Суда РФ.
В декабре 2016 г. состоялся IX съезд судей России. На его открытии выступил
Президент РФ В.В. Путин. Приветствуя делегатов съезда, он отметил, что проходящий в Москве IX-й судейский форум, впрочем, как и все предыдущие, является значимым событием не только для судебной системы, для правоохранительных органов, но и для страны в целом. Президент РФ призвал всегда помнить, что общая для всех цель, гарантия качества национальной юрисдикции – это стабильность и предсказуемость законов. В.В. Путин особо отметил необходимость беречь чистоту судейского корпуса и повышать доверие к суду как главному защитнику прав любого человека – независимо ни от его доходов, ни возраста, ни национальности, ни должностного положения, ни даже гражданства, если этот человек находится в рамках российской юрисдикции. Деятельность судов, их решения напрямую связаны с судьбами миллионов людей, с урегулированием споров в самых разных областях жизни. Поэтому запросы граждан к судебной системе, к работе судей, к их моральному и нравственному облику очень высоки. И абсолютно очевидно, что надо им соответствовать в полной мере.
В докладе Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева были подняты актуальные вопросы судебной системы страны. Приведя данные статистики, показывающие сокращение количества осужденных к реальному лишению свободы и такую же тенденцию относительно заключенных под стражу, что позволило
ликвидировать целый ряд исправительных и воспитательных колоний и СИЗО, В.М.
Лебедев призвал к дальнейшей гуманизации уголовного законодательства. Отметив значительные изменения по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, Председатель высказался о недопустимости решения экономических споров с использованием уголовных средств и незаконного уголовного преследования предпринимателей.
Остановился В.М. Лебедев и на объединении Верховного и Высшего арбитражного судов, что, по его словам, позволило обеспечить единство правовых подходов при осуществлении правосудия в судах общей юрисдикции и арбитражных
судах. Верховным Судом Российской Федерации принято свыше 90 правовых позиций, направленных на устранение имевшихся противоречий в правоприменении арбитражных судов и судов общей юрисдикции, исключающих возможность правовой неопределенности и отказа в судебной защите. Особое внимание В.М. Лебедев обратил
на закон, принятый по инициативе Верховного Суда, в котором установлена возможность применять приказное производство в арбитражном процессе и применение в гражданском процессе процедуру упрощенного судопроизводства. Это позволит повысить оперативность правосудия и позитивно скажется на нагрузке судей, которая влияет на эффективность работы.
Впервые к делегатам съезда с Приветственным словом обратился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, призвавший судей к честности и беспристрастности, стремлению к сохранению равновесия между строгостью закона и снисхождением к виновным.
По результатам работы IX съезда судей России были приняты постановления: «Об основных итогах функционирования судебной системы РФ и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе», «О внесении изменений в кодекс судейской этики» и «О внесение изменений в Регламенты Всероссийского съезда судей и Совета судей РФ». 8 декабря 2017 г. в Верховном Суде РФ состоялось торжественное заседание, посвященное 25-летию создания системы арбитражных судов в Российской Федерации.
Открыл мероприятие Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев.
Приветственное слово Президента РФ В.В. Путина зачитал заместитель Руководителя Администрации Президента РФ В. Е. Островенко. В нем в частности говорится, что «созданные в период коренных преобразований в нашей стране, арбитражные суды стали одним из ключевых механизмов обеспечения защиты прав и законных интересов участников экономических отношений, по праву заняли достойное место в единой судебной системе России». Участников и гостей с юбилейной датой поздравили Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев, председатель Совета судей РФ В.В.
Момотов, Председатель Высшей квалификационной коллегии судей РФ Н.В.
Тимошин, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ А.В. Гусев и др. 25-летию образования арбитражных судов была посвящена прошедшая после торжественного мероприятия Научно-практическая конференция «Влияние судебно- арбитражной практики на формирование правовой доктрины».

Судебное делопроизводство